Самая большая тень, падающая на доброе имя компьютерных игр, это проблема детской и подростковой игровой зависимости.
Многие родители нашей страны сталкиваются с этой проблемой: если в доме есть компьютер, то ребёнок сидит за ним практически безвылазно. Если же компьютера нет, то ребёнок либо постоянно ходит по друзьям, у которых есть это адское изобретение человечества; либо, в конце концов, упрашивает родителей купить ему эту игрушку под любым удобным предлогом (нужен для учёбы, для будущей профессии, для творчества).
Родное чадо, изо дня в день сидящее за монитором, со временем теряет интерес ко всему остальному миру, бледнеет, теряет аппетит и здоровый сон, забрасывает учёбу и перестаёт думать о своём будущем. То, что было рождено живым существом, постепенно начинает превращаться в малоподвижный домашний овощ. Вот она - игровая зависимость во всей своей красе!
И что же с этим делать? Обычно, по-хорошему такие дети не понимают. Введение запретов и ограничений на пребывание за компьютером лишь заставит вашего ребёнка обманывать вас. Вам ли не знать, что сообразительности детям не занимать. И без того сладкий плод, став запретным, будет манить ребёнка ещё сильнее. Остаётся либо смириться с ситуацией, надеясь, что всё это рано или поздно пройдёт; либо насильно заставлять детей хоть изредка заниматься другими делами.
Да, безрадужная перспектива вырисовывается. Практически неразрешимая проблема для обычных родителей, не обладающих педагогическими талантами и действенными психологическими приёмами.
Но всё не так уж плохо, как кажется на первый взгляд. Проблема неразрешима лишь потому, что это и не проблема вовсе… а её следствие.
Игры необходимы
Проблема детской и подростковой игровой зависимости не в том, что компьютерные игры – это зло. Как раз наоборот – компьютерные игры очень полезны и привлекательны сами по себе, а глазами детей – тем более.
Игра, в любой своей форме, – это получение и закрепление новых знаний, навыков и умений. Вспомните, хотя бы, как кошка играет со своими котятами: они бегают, прыгают, кусаются, царапаются, охотятся на игрушечных мышей. Всё это происходит в игровой форме, без реальной опасности для котят. Игры для детей важны как воздух! В них они познают мир, учатся общаться, жить в обществе, закладывается определённая модель поведения. Все детские дворовые игры основаны на этих принципах, да и компьютерные игры, по сути своей, не далеки от этого.
Компьютерные игры содержат насилие и провоцируют в детях жестокость, говорите? На самом деле есть очень много различных игровых жанров, и они содержат в себе абсолютно все виды действий, совершаемых в реальной жизни (в этом можно убедиться, ознакомившись со статьей «
Единственный недостаток компьютерных игр в обучающем процессе – они дают только новую информацию, дать какие-то практические навыки они не могут. Представьте, каким вырастет человек, просидевший всё детство и юность за компьютером? Он будет очень осведомлён, будет знать бесчисленное множество фактов из самых разнообразных областей жизни, но из практических навыков у него будет только… умение водить мышкой по столу и нажимать клавиши. Думаете этого хватит для нормального существования в обществе? Для полноценного развития ребёнка игры должны быть самыми разнообразными, а не только компьютерными. (Хотя, в последнее время появляются такие видеоигровые приставки, в которые можно играть с помощью движений тела, - «Nintendo Wii», контроллер «Kinect» и «PlayStation Move», но и они не могут полностью заменить детские подвижные игры).
Вред от чрезмерности
Ребёнок сидит за компьютером. Что плохого в этом факте? Как мы выяснили – ничего, в какой-то степени это даже полезно. Но если ребёнок увлечён только компьютерными играми, занят только ими, в ущерб всем остальным занятиям, то это уже очень серьёзная проблема. Увлечение становится ЧРЕЗМЕРНЫМ.
Человек, просидевший всё детство и юность за компьютером
Чрезмерность губительна в любом, даже в самом полезном деле. Половина из смертных грехов основана на чрезмерности: чревоугодие (чрезмерное потребление пищи), жадность (чрезмерное собственничество), похоть (чрезмерное желание). Чрезмерные занятия спортом станут не частью здорового образа жизни, а будут являться причиной многих хронических заболеваний. Чрезмерная требовательность к себе может привести к развитию всевозможных нервных расстройств. Можно привести ещё пару сотен подобных примеров, но, думаю, что вы и так знаете, как опасна чрезмерность.
Чрезмерности можно противопоставить внутреннее чувство меры. Совершенно естественно, что в маленьких детях и подростках ещё нет такого важного качества. Об этом должны позаботиться родители, они должны вложить в них такие простые, но крайне необходимые в жизни понятия. В школе, да и во всём остальном окружающем мире, на детей сыплется нескончаемый поток всё новой и новой информации. Но это лишь знания. А то, как именно эти знания будут усваиваться и восприниматься, зависит от характера человека, его воспитания, его внутреннего стержня. Всё это формируют в ребёнке его родители.
Выше описан самый простой и легкорешаемый вариант проблемы, в этом случае нужно лишь научить ребёнка вовремя останавливаться (не останавливать его лично, а именно научить делать это самостоятельно). Но часто бывает так, что проблема компьютерной зависимости лежит намного глубже.
Причины зависимости
Представьте, в какой атмосфере вырастают современные дети: родителям постоянно некогда, они зарабатывают деньги, решают свои проблемы, и совсем не хотят менять уклад своей жизни из-за появления потомства. Нерадивые родители, перекладывая свою ответственность за воспитание ребёнка на учителей, сверстников, или даже на телевизор, в конце концов столкнутся с тем, что их любимое чадо попадёт под какую-либо зависимость. Это может быть алкоголизм, наркомания, всевозможные молодёжные группировки, секты. Согласитесь, на фоне всего вышеперечисленного, игромания выглядит самым безобидным вариантом зависимости.
Так чувствует себя ребёнок, обделённый родительской любовью
Легко обвинить компьютерные игры в плохой успеваемости и социальной неприспособленности подростков, но на них ли лежит вина? Нормальные функции компьютерных игр – просто развлекать, рассказывать интересные сюжетные истории, вызывать чувства и эмоции, показывать жизненные возможности, вдохновлять. Но для ребёнка, страдающего компьютерной зависимостью, игры – это лишь стена, с помощью которой он отгораживается от реального мира.
Теперь понимаете в чём проблема? Подросток спрятался за стеной, укрылся в виртуальном мире, ему там уютно. Вы пытаетесь вытащить его из-за стены назад в суровую действительность, совершенно естественно, что он всеми силами сопротивляется и, при первой же возможности, возвращается назад. Проблема не в том, что его затягивает туда против своей воли, а в том, что он сам пытается там спрятаться от чего-то неприятного.
Игры - обезболивающее средство, а не проблема
Конечно, можно и дальше обвинять компьютерные игры за то, что они дают очень удобную возможность отгородиться от реального мира, но ведь делу этим не поможешь. Проблема лежит в другой плоскости: в напряженных семейных отношениях, в угнетённом положении в школе, в нереализованных желаниях и чувствах, в других тяжелых психологических ситуациях.
Ребёнок может чувствовать себя ненужным, нелюбимым, просто не видеть смысла в этой реальной жизни – это самые основные причины появления самых разнообразных зависимостей. Не важно, что с материальной точки зрения ваше чадо со всех сторон окружено благополучием, в это же самое время на психологическом уровне оно может находиться в самом настоящем аду.
Вы пытаетесь решить проблему, забирая обезболивающее средство у больного. Много ли пользы принесёт это? Не лучше ли найти саму причину боли и попытаться устранить её?
Если вы столкнулись с этой проблемой, не пытайтесь перенести ответственность за своих детей на кого-то ещё. Осмотритесь вокруг, увидьте же, наконец, настоящую причину проблемы и признайте свою вину. Дайте своим детям то, что им так необходимо: любите их, помогайте советами в тяжелых жизненных ситуациях, уделяйте больше своего внимания - только это поможет уберечь или вылечить и ребёнка, и подростка от любого вида зависимости.
Я болен игроманией | 21.2% |
| ||
Я серьезно увлекаюсь играми, но не болен ими | 36.5% |
| ||
Я развлекаюсь играми время от времени | 37.6% |
| ||
Я играю очень редко | 2.4% |
| ||
Я в завязке. Теперь только читаю об играх | 2.4% |
|